Религии Азии: буддизм

Религии Азии: буддизм

Буддизм основан в Индии около 500 г. до н. э. учителем и философом Гаутама Сидхартха, известного как Гаутама Будда («Будда» на санскрите значит «пробужденный», или «просветленный»). B разные времена буддизм был основной религией в Китае, Японии, Корее, Таиланде, Вьетнаме и Тибете; это — самая метафизичная из трех великих религий, определивших историю Китая. На каждой из вышеперечисленных территорий буддизм сочетался элементами других религий, таких как индуизм или синтоизм.

Сегодня 250 миллионов последователей буддизма сосредоточены в основном в Юго-Восточной Азии и в Японии. В отличие от конфуцианства и даосизма, буддизм говорит о поиске исхода из человеческих страданий, пути, которым можно избежать этого страдания, о существовании загробной жизни, о том, как в конце концов достичь состояния абсолютного мира и блаженства.

Все буддисты верят в Будду, в его учение, именуемое дхарма, и в религиозную общину, которую он основал (сангха).

Дхарма

Центральными в буддийском учении являются Четыре Благородные Истины:

— Жизнь — страдание.

— Желание — причина этих страданий.

— Усмиряя желания, мы можем уничтожить причину страданий.

— Отказаться от желаний можно, следуя срединному пути и восьмеричному благородному пути.

Срединный путь подразумевает такой образ жизни, когда человек избегает как бесконтрольного удовлетворения человеческих желаний, так и фанатичного самоотречения и самоистязания.

Восьмеричный путь включает в себя:

— Правильные взгляды (знание истины).

— Правильные намерения (противостояние злу).

— Правильная речь (не говорить ничего, что может кого-то задеть).

— Правильные действия (почтения к жизни, морали и собственности).

— Правильный образ жизни (заниматься делом, не приносящим другим вреда).

— Правильные усилия (пытаться избавить от зла чужое сознание).

— Правильное осознание (контролировать свои мысли и чувства).

— Правильное сосредоточение (практиковать соответствующие формы медитации).

Кроме того, основными для буддистов является идеи кармы и колеса жизни. Колесо жизни есть выражение идеи о том, что существование — это нескончаемая смена смерти и перерождения. Корма, понятие, взятое из индуизма, говорит о причинно-следственной связи между жизнями: место и судьбы людей в этой жизни — следствие их действий в прошлых жизнях, а действия в этой жизни повлияют на судьбу в следующей.

Буддисты верят, что добрые дела помогут переродиться в красивого, мудрого или богатого человека, а злые дела приведут к перерождению в крайне несчастного человека: невежественного, грубого, больного и бедного.

Все то время, что человек остается запертым в этом цикле смертей и перерождений, он не может освободиться от боли и страданий. Но отрекшись от мирских дел и чувственных наслаждений — то есть следуя срединному и восьмеричному пути, — человек может достичь состояния абсолютного покоя и блаженства, которое Будда навал нирваной.

Будда учил, что каждый человек способен погрузиться в нирвану.

Сангха

Сангху иногда считают идеальной буддистской общиной, членами которой становятся лишь те, кто достиг вершин духовного развития, или орденом буддистских монахов и монахинь. Однако этот термин также обозначает все общество буддистских монахов, монахинь и верующих.

Монахи обязаны жить в бедности, медитации и учении и бежать от плотских наслаждений. Некоторые буддисты становятся монахами на всю жизнь, а некоторые несут служение в сангхе лишь короткое время. Монахи носят специальное облачение и выглядят одинаково во всех буддистских странах.

Буддисты-миряне должны поклоняться Будде, следовать основным нравственным законам и поддерживать монахов. Они также должны особо почитать изображения Будды и места, связанные с ним.

Будда говорил, что его последователи, включая мирян, должны иметь следующие добродетели:

— Доброту и сострадание.

— Кротость и ненасилие.

— Милосердие и щедрость.

— Способность к размышления и созерцанию.

Основные ветви, или школы, буддизма — тхеравада, махаяна, мантраяна и дзен.

Тхеравада

«Тхеравада» означает «путь старейшин». Буддизм этого толка — основная религия Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии. Тхеравада подчеркивает особую важность Будды как исторической личности, добродетели монашеской жизни и важность Трипитаки (поучений Будды). Идеальный буддист для них — человек вроде святого, и зовется он архат.

Махаяна

Слово «махаяна» означает «широкая колесница». Большинство последователей школы махаяна живет в Японии и Восточной Азии. Махаяна говорит о существовании многих будд — как на небе, так и людей, которые в будущем станут буддами. Они верят, что эти будущие и настоящие будды могут спасти человека через милосердие и сострадание. Идеал последователя махаяны — бодхисатва, человек, стремящийся стать буддой путем добродетельной жизни.

Мантраяна

Мантраяна (в Японии ее называют сингон) означает «колесница священных заклинаний». Эту форму буддизма исповедуют в основном в Гималаях, Монголии и Японии. Буддизм мантраяны принимает основные доктрины махаяны, но делает акцент на постоянном общении духовного лидера, так называемого гуру, и небольшой группы учеников, проводящих большую часть времени в чтении молитв и песнопении (мантр), в священных танцах, обрядах и медитации.

Дзен

Дзен появился в Китае, но исповедуется в основном в Японии. Возможно, это самая известная на Западе форма буддизма. Дзен принимает основные доктрины махаяны и также настаивает на постоянном общении учителя и учеников. Дзен имеет особую практику, включая методы медитации, созданную, чтобы достичь состояния духовного просветления — сатори. Многие последователи дзен верят, что сатори приходит внезапной вспышкой, другие считают, что к этому состоянию нужно постепенно прийти через аскетизм, медитацию и послушание.

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.